Детские занятия

Музыкальное движение относится к так называемым «творческим», или активным, методам обучения. Их основная идея такова: вместо того, чтобы в процессе обучения формировать у ребенка отдельные навыки или натаскивать на шаблоны, по возможности создаются полноценные ситуации, требующие от детей самостоятельного, осмысленного действия.

фото А. Расторгуева

Обучение движению происходит не через повторение и прямое заучивание готовых форм, а путем создания плясовых ситуаций, провоцирующих порождение ребенком движения. В музыкальном движении ребенок как бы «проживает» музыку своим движением. Специальные упражнения, задуманные как маленькие игры или этюды, предлагают пережить разные музыкально-двигательные образы в соответствии с характером и эмоциональным содержанием музыки. Таким образом, в движении и игре дети учатся слушать и понимать музыку и, самое главное, давать самостоятельный «ответ», ярко выражать свои чувства, вызванные музыкой. Работа над точностью детского ответа идет совместно с ребенком, пробуждая его инициативу и одновременно привлекая внимание к содержанию музыки и средствам музыкальной выразительности.

Главный итог такой работы – глубокое и при этом естественное вхождение ребенка в мир музыки, овладение эстетическими переживаниями, умение выразить свои чувства в доступной художественной форме. Как распорядится приобретенным богатством ребенок, а потом взрослый, покажут жизнь и время. Очевидно одно: пробужденная душа, открытая через искусство миру человеческих переживаний и ценностей, имеет шанс вырасти в самостоятельную и творческую личность.

фото А. Фролова

В ходе занятий формируется целый ряд психических качеств и способностей:

в двигательной сфере: развитие мышечного чувства, оптимизация тонуса, снятие зажимов; овладение основными приемами и видами движения; знакомство с элементами пляски, основными шагами и построениями;

в когнитивной сфере: формирование пространственных представлений и функции внимания;

в эмоциональной сфере: на основе подчинения музыке формируются навыки эмоциональной саморегуляции и переключения эмоций; эмоциональный отклик на музыку;

в сфере общения: преодоление зеркальной поведенческой зависимости от другого, повторения и подражания; умение выстраивать собственную линию поведения; взаимодействие при движении с учетом позиции другого, эмоциональное сопереживание другому;

в сфере личности: интеграция личности, опыт целостного гармоничного существования; формируется поленезависимость (преодоление зависимости от непосредственных стимулов внешней среды); децентрация (уход от эгоцентризма в отношениях с миром); развивается открытость и доверие как базовое отношение личности к миру;

в сфере музыкального восприятия: возникает интерес к музыке и понимание средств музыкальной выразительности; развивается комплекс музыкальных способностей; — в сфере деятельности: опыт творческой деятельности; навык импровизации, умение самостоятельно выразить музыку движением, создать музыкально-двигательный образ (форму).