Метод музыкального движения

Музыкальное движение является традицией, которая по праву может считаться культурным наследием и достоянием нашей страны. Это уникальное направление свободного импровизационного танца сумело пережить периоды гонений и показало свою жизнеспособность во времена духовных кризисов. Музыкальное движение как метод эстетического воспитания стоит в одном ряду с такими системами, как ритмика Э. Жак-Далькроза, элементарное музицирование К. Орфа, система музыкального воспитания З. Кодаи и др.

Интерес у специалистов к практике музыкального движения всегда был неизменен, как неизменна и та высокая оценка, которая ей давалась. Музыковеды, музыкальные педагоги, психологи, философы обращали внимание на целостный подход к человеку, свойственный практике музыкального движения, на полное слияние движения с музыкой, на удивительную органичность и неповторимость каждого участника, всех занимающихся.

Музыкальное движение – это система свободного танца, в которой существует оригинальная теория выразительного движения, разработана техника и психотехника музыкально-двигательной импровизации, разработан подход к анализу музыки пластическими средствами, представлена уникальная теория и практика обучения музыкально-двигательной импровизации. По своему содержанию музыкальное движение представляет собой пластическое осмысление и воплощение музыкального произведения, результатом и итогом которого является создание музыкально-двигательной формы.

 

фото П. Лукьянов

фото П. Лукьянов

Центральные понятия:

  • переживание музыки в движении
  • вживание в музыку
  • музыкально-двигательная форма
  • импровизация как ответ на музыку
  • двигательный и эмоциональный отклик на музыку

 

Отличие от других направлений свободного танца:

  • обращение к музыке как источнику и содержанию танца
  • отказ от идеи самовыражения в танце
  • приверженность идее выражения музыки в движении

 

Музыка понимается не столько в субъективных, сколько в объективно-структурных категориях, выражающих пространственно-временные отношения и переживания, скрытые в музыкальном тексте и не совпадающие прямо с его фактурой. Выявить эти скрытые связи и музыкальные смыслы помогает музыкально-двигательная импровизация – действенное проживание и переживание музыки, активное вслушивание посредством пластического выражения и движения в звучащую музыку.

 

Техника движения основана на принципах:

  • целостности и центрированности движения
  • гармоничном протовопоставлении различных частей тела
  • динамическом (неустойчивом) равновесии
  • обращении к дыханию как главному источнику и регулятору выразительного движения
  • в практике музыкального движения раскрываются выразительные возможности естественных видов движения ( ходьба, бег, прыжки и др.)
  • техника движения неотделима от психотехники музыкального переживания

 

В практике обучения музыкальное движение отказывается от механической тренировки и разучивания движения без музыки под счет, использует музыкально-двигательный тренаж, ориентировано на творчество и самостоятельность, импровизацию и раскрытие индивидуальных возможностей.

Занятия музыкальным движением нацелены на приобретение навыков активного вслушивания и действенного проживания музыки. Основы метода музыкального движения заложены исторической студией «Гептахор» (1914-1934), далее практика и теория музыкального движения разрабатывалась С. Д. Рудневой (1889-1989), ее учениками и последователями. Выдающиеся педагоги музыкального движения: Л. С. Генералова, Э. М. Фиш, О. К. Попова.
Сферы приложения: художественное творчество, эстетическое развитие детей и взрослых, раннее музыкальное развитие и образование, искусство в сфере образования, тренинг в сфере профессионального образования, тренинг личностного роста, тренинг раскрытия творческого потенциала, физическая и психологическая реабилитация, социальная работа (проведение праздников и массовых игр ). История создания исторической студии «Гептахор», дальнейшей судьбы музыкального движения и факты собственной биографии изложены С. Д. Рудневой в книге «Воспоминания счастливого человека».

В настоящее время существуют последователи в России и за рубежом. Их большая часть отождествляют себя с направлением танца А. Дункан. Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» подчеркивает уникальность музыкального движения как системы пластического и свободного танца, метода обучения музыкально-двигательной импровизации, его нетождественность школе танца А. Дункан. Центр направлен прежде всего на раскрытие развивающего потенциала метода музыкального движения, совершенствование и дальнейшую разработку методики обучения, ее применения в сфере эстетического воспитания и профессиональной подготовки.